Национальная система аккредитации Республики Беларусь
Аккредитация в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с:
Законом Республики Беларусь N 437-З от 24 октября 2016 г. «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия»;
Законом Республики Беларусь от 5 сентября 1995 г. N 3848-XII «Об обеспечении единства измерений».
Законом Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 278-З «Об изменении законов» (Вступил в силу С 1 июля 2020 г.)
«Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности юридического лица Республики Беларусь либо иностранного юридического лица в выполнении работ по оценке соответствия в определенной области аккредитации»
Закон Республики Беларусь №437-3 от 24.10.2016
В соответствии с Законом N 437-З от 24 октября 2016 г.
Целями аккредитации являются:
- обеспечение реализации единой технической политики в области оценки соответствия;
- обеспечение доверия заявителей на проведение сертификации, заявителей на проведение испытаний и потребителей продукции, работ и услуг к деятельности аккредитованных субъектов;
- создание условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных субъектов на
международном и межгосударственном (региональном) уровне.
Принципами аккредитации являются:
- гармонизация правового регулирования и подходов в области аккредитации с международными стандартами;
- добровольность;
- открытость и доступность информации о процедурах и результатах работ по аккредитации;
- объективность, беспристрастность и компетентность органа по аккредитации, его независимость от заявителей на проведение аккредитации, заявителей на проведение сертификации,
заявителей на проведение испытаний, владельцев сертификатов, изготовителей, уполномоченных изготовителями лиц, продавцов (поставщиков), потребителей продукции, работ и услуг;
- обеспечение для заявителей на проведение аккредитации равных условий в отношении аккредитации;
- обеспечение конфиденциальности сведений, полученных при аккредитации;
- недопустимость ограничения конкуренции аккредитованных субъектов;
- недопустимость совмещения деятельности по аккредитации с деятельностью по оценке соответствия и (или) с осуществлением контроля (надзора), за исключением периодической оценки компетентности;
- возмездность процедур аккредитации.
В структуру Национальной системы аккредитации Республики Беларусь включаются:
- Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь;
- орган по аккредитации;
- Совет по аккредитации Национальной системы аккредитации Республики Беларусь;
- аккредитованные субъекты;
- эксперты по аккредитации;
- технические эксперты по аккредитации;
- технические комитеты по аккредитации.
При осуществлении деятельности по аккредитации реализуются требования:
- Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 г. N 262-З «О техническом нормировании и стандартизации»;
- Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»;
- Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014);
- Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05 декабря 2018 г. №100 «О Порядке включения аккредитованных органов по оценке соответствия (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)) в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения»;
- Процедуры и иные вопросы аккредитации установлены в Правилах аккредитации, утвержденных постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.05.2011 №27 (в редакции Постановлений Госстандарта от 26 июня 2019 г. №39 и 22 декабря 2020 № 102 ).
- Правила ведения реестра Национальной системы аккредитации Республики Беларусь, утверждены постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26 мая 2017 г. № 41.
Требования к органу по аккредитации установлены в межгосударственном стандарте ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 «Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия», в соответствии с которым БГЦА разработана, документирована, внедрена и поддерживается в актуальном состоянии система менеджмента, обеспечивающая и демонстрирующая постоянное соответствие данным требованиям.
Политика в области качества Государственного предприятия «БГЦА» утверждена директором БГЦА и пересматривается по мере
необходимости по результатам ежегодного анализа со стороны руководства.
Принятием Политики в области качества БГЦА стремится достичь стратегической цели - обеспечить соответствие аккредитованных субъектов требованиям основополагающих стандартов и документов международных организаций по аккредитации (ILAC, IAF) с целью признания результатов их работ по оценке соответствия.
При реализации указанных целей БГЦА руководствуется принципами: беспристрастности, объективности, компетентности, конфиденциальности.
БГЦА осуществляет аккредитацию юридических лиц Республики Беларусь или иностранных юридических лиц, изъявивших желание получить подтверждение своей компетентности при выполнении работ по подтверждению соответствия, испытаниям, исследованиям и (или) измерениям, проверке квалификации, инспекции, а также аккредитацию юридических лиц Республики Беларусь и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поверку и (или) калибровку, по их заявкам на основании гражданско-правовых договоров.
В соответствии с п.6 главы 1 Правил аккредитации требования к заявителям на аккредитацию (аккредитованным субъектам) устанавлены в Законе Республики Беларусь «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия», Законе Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений», настоящих Правилах, Правилах подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденных постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25 июля 2017 г. N 61, обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актах (далее - ТНПА) Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, ТНПА, регламентирующих требования к оценке компетентности заявителей на аккредитацию (аккредитованных субъектов), основополагающих стандартах
Документом об аккредитации является аттестат аккредитации, форма которого
устанавливается
Правилами аккредитации. В приложении к аттестату аккредитации определяется область аккредитации.
Права и обязанности заявителей на аккредитацию и аккредитованных субъектов установлены в статье 58 Закона Республики Беларусь №437-3 от 24.10.2016 и конкретизированы в главе 2 Правил аккредитации.
Рассмотрение жалоб и апелляций, поступивших в БГЦА, осуществляется в соответствии с разработанными согласно требованиям ГОСТ ISO/IEC 17011 документированными процедурами:
Национальная система аккредитации Республики Беларусь признана международными организациями по аккредитации ILAС и IAF в 8 сферах (испытания, калибровка, медицинские исследования, сертификация продукции, сертификация персонала, сертификация систем менеджмента, инспекция, проверка квалификации).
Международное признание белорусской системы аккредитации свидетельствует о международном признании документов по оценке соответствия, на которых размещены знаки ILAС и IAF. Это позволяет минимизировать практику повторной оценки соответствия экспортируемой продукции, что сокращает издержки белорусских производителей и повышает конкурентоспособность белорусских товаров и услуг.
На основе признания международными организациями по аккредитации ILAС и IAF достигнуто признание по отраслевым направлениям деятельности, таким как:
- лесная сертификация (созданы благоприятные условия для экспорта лесной продукции во все регионы мира без повторных испытаний продукции);
- сертификация продукции халяль (в настоящее время более 60 предприятий сертифицированы белорусским органом по сертификации ООО «БелХаляль» и имеют право поставлять сертифицированную продукцию в ОАЭ и страны Персидского залива без повторных процедур оценки соответствия.