Разъяснения для органов по сертификации в отношении сертификатов компетентности
В соответствии
с требованиями пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016
г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов
по оценке соответствия» (далее – Закон):
«сертификат
компетентности – документ, удостоверяющий соответствие компетентности персонала
в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг техническим
требованиям» (подпунктом 1.35);
«заявитель на
проведение сертификации – физическое или юридическое лицо либо индивидуальный
предприниматель, обратившиеся с заявкой на сертификацию объекта оценки
соответствия, за исключением сертификации компетентности работающего у
юридического лица либо индивидуального предпринимателя на основании трудового или
гражданско-правового договора физического лица (далее – персонал) в выполнении
определенных работ, оказании определенных услуг, или
юридическое лицо либо
индивидуальный предприниматель, обратившиеся с заявкой на сертификацию
компетентности персонала в выполнении определенных работ, оказании определенных
услуг
» (подпунктом 1.13).
Сертификат
компетентности персонала, подтверждающий профессиональную компетентность,
выдается заявителю на проведение сертификации, в качестве которого выступает и орган
по сертификации, принявший на работу данное физическое лицо. Соответственно,
владельцем сертификата компетентности является юридическое лицо-орган по
сертификации, которым было подано заявление на его выдачу.
Информируем, что
в действующем законодательстве не регламентирована возможность передачи
юридическим лицом/органом по сертификации другому юридическому лицу/органу по
сертификации сертификата компетентности персонала, компетентность которого была
удостоверена по заявлению юридического лица, в котором работает данное
физическое лицо.
С учетом
изложенного, в случае увольнения сертифицированного персонала,
орган по сертификации, который является
владельцем сертификата компетентности,
направляет
в орган по сертификации персонала, выдавший сертификат компетентности,
заявление в произвольной форме о прекращения его действия
.
На основании
поступившего заявления
орган по
сертификации
персонала в
соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17
февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных
процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в
отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (пункт 23.4
перечня административных процедур)
прекращает
действие сертификата компетентности персонала
и вносит информацию об этом в
Реестр Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.
Возобновление
действия сертификата компетентности персонала не осуществляется, при этом
прекращение его действия не препятствует обращению с новой заявкой на
сертификацию, принятого на работу физического лица, другим органом по
сертификации.
При этом
согласно пункту 246 Правил подтверждения соответствия Национальной системы
подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденных постановлением
Госстандарта от 25 июля 2017 г. № 61 (далее – Правила), в течение срока
действия сертификата компетентности орган по сертификации персонала
осуществляет периодическую оценку сертифицированной компетентности персонала с целью
обеспечения поддержания владельцем сертификата компетентности документально
удостоверенного соответствия компетентности своего персонала техническим
требованиям документов, указанных в сертификате компетентности.
Согласно пункту
251 Правил периодическая оценка сертифицированной компетентности персонала
включает, в том числе анализ информации о результатах профессиональной
деятельности персонала. Таким образом, при проведении периодической оценки
органом по сертификации персонала должно быть выявлено, работает ли персонал в
организации владельца сертификата компетентности или нет.
Увольнение
персонала из организации владельца сертификата компетентности может
рассматриваться органом по сертификации, выдавшим такой сертификат, как одно из
оснований для отмены его действия (подпункт 5.1 пункта 5 статьи 28
Закона
).
В отношении статуса
сертификата компетентности сообщаем, что согласно пункту 1 статьи 27 Закона
сертификат компетентности действует в течение указанного в нем срока, если
действие сертификата компетентности не было отменено (прекращено) в
соответствии с пунктами 3, 5, 8 или 9 статьи 27 Закона, со статьей 28 Закона.
Одновременно
информируем, что согласно пункту 9.18 Правил аккредитации, утвержденных постановлением
Госстандарта от 31 мая 2011 г. № 27 и пункту 2.2.11 Соглашения с
аккредитованным субъектом орган по сертификации обязан письменно уведомить
орган по аккредитации в срок не позднее десяти дней об изменениях, которые
могут повлиять на возможности аккредитованного субъекта выполнять установленные
требования аккредитации (в том числе об изменении состава и квалификации
персонала) и предоставлять свидетельства таких изменений,
а также о принятых мерах, направленных на
выполнение требований законодательства, при необходимости.